Уже не смешно: психоаналитик описал «Иронию судьбы» в лицах и судьбах.

Как то уже обсуждалась у нас тут перед Новым годом эта тема, как раз во время просмотра фильма. Мнения оппонетов были кардинально разными. И тут раааз, и на просторах рунета интересная статья. Почитаем точку зрения Think у кого сил хватит на много букАф.
«Всенародная любовь» к «Иронии судьбы», это факт, а доказательство таковой любви, — количество телепоказов. Хотя многолетнее «традиционное» повторение может свидетельствовать не столько о любви, сколько о невротической навязчивости.
Отгремели отплясали оторались новогодние праздники, страна выпила и опять перевыполнила план по выпитому, в сто первый раз посмотрела рязановскую трагикомедию, опохмелилась чуть снова не свалившись в штопор постпраздничного угара, все же проспалась и приступила к работе. Как раз сейчас недурно будет понять причины и следствия такой долгой всеобщей любви к этому фильму вместе с психоаналитиком Сергеем Зубаревым.
...Вспомним только возраст, в котором дети требуют не новизны в сказках, но скрупулезного их повторения. Это укажет на глубину регрессии, в которой пребывают постоянные потребители «Иронии судьбы» и на актуальную для них проблематику постоянства объекта. Это когда твоя квартира вдруг оказывается не твоей и надо как-то пережить это шизоидное расщепление.
Что еще характерно для зрителей, востребующих (любящих) именно такой фильм. Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?
Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живёт он с мамой, но обретённый рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена.
Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся... Уложиться придётся до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.
Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо. Исходное совпадение – тождество адресов, дверных замков и схожесть интерьеров жилища на поверхности объясняется запредельной стандартизацией советской жизни. Но, если рассматривать совпадение как проявление бессознательного, то какие же фантазии воплотились столь радикально?

Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».
И вот, через похмелье реализуется бессознательная, но актуальная фантазия Жени Лукашина: квартира – стандартная, то есть, обиталище нашего героя вполне устраивает, ведь в симбиозе и должно быть тесно. Только вместо старой матери – молодая, красивая и вполне беззащитная. На обнаружившегося Ипполита у Жени мгновенно срабатывает характерный «ложноэдипов» рефлекс. Не прошедшие подлинного эдипова конфликта инфанты пребывают в иллюзии своего всемогущества и заранее обеспеченной победы. Её обеспечивает позиция матери, «посвятившей» себя сыну.
Лукашин, опираясь на свой параэдипальный опыт, сигнализирует Наде: я такой беспомощный, со мной нельзя обращаться жестоко. Я – несчастное дитя. И Надя, точно реагируя на инфантильный посыл Лукашина, тормозит агрессию Ипполита. Тем более, что его агрессия и без того заторможена. Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя.
Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошёл. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушёл тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного отца.
Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.
Если даже они приобретают квалифицированную профессию – вроде врача или преподавателя, успеха в ней не достигают. Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее. Они очень агрессивны в отношении мужчин матери, — потенциальных отчимов. Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.
Все перечисленные качества легко обнаруживаются у всенародно любимого Жени Лукашина. Характерна даже фраза, которой он пытается разрешить конфликт, вызванный своим появлением: «Я вам сейчас все объясню!». Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь её прямой подтекст таков: «Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я – понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня». В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию. Чуткий человек, даже не знакомый с теорией и техникой поведения в конфликтных ситуациях, будет исходить из реального состояния другого. Итак, с бодуна – своя хата, подходящая баба, которая внешне строга и даже слегка поколачивает невменяемого сыночка, чем сразу актуализирует его «укоренение». Удобно.
Реакция Нади так же тривиальна: новоявленное дитя обречено стать дороже слабой нерешительной отцовской фигуры Ипполита. Все это Ипполит потом выложит главным героям, когда сам сорвётся в состояние опьянения от своей нелюбимости. Скажет правду, которая несколько дезавуирует себя способом изложения и маркируется тоже как пьяное чудачество. Зачем эта правда, когда тут цветут такие романтические фантазии! Огромная зрительская масса голосует за чистую романтику!
Физическое столкновение соперников смешно. Судя по габаритам и состоянию, Ипполит должен был просто выбросить Лукашина из квартиры, тут бы и фильму и мифу конец. Не сомневаюсь, что из очереди за пивом он бы легко его вытолкал.
Но Ипполит — не отец, он правильный старший брат с массой запретов. Он стремится заслужить любовь женщины, или матери, или общества – все равно, — правильными поступками. Его естественная агрессия давно парализована на корню шантажирующей матерью. А Женя – единственный сын, свободно берущий своё, и не только. В нём — неотразимое для русских матерей сочетание наглости и жалкости. Поэтому большой, разумный Ипполит вязнет в сетях материнского запрета на проявление агрессии, и закономерно изгоняется на мороз.
Показательна двойственность поведения Нади. Она одновременно пытается уйти под защиту Ипполита, демонстративно прижимается к нему, заслоняется им, поддразнивая Лукашина, но тут же кастрирует своего защитника, категорически запрещая любую агрессию. Проще говоря, милая Надя демонстрирует классическое шизофреногенное поведение по отношению к Ипполиту, а по отношению к Лукашину – соблазняющее.
Тактика выгодная: Ипполита всегда можно упрекнуть,- ты не смог достойно защитить меня! А Лукашина можно поддразнить: ты был недостаточно настойчив (решителен, смел). И то правда, вся решительность Лукашина сводится к истерическим эскападам – выбрасыванию портрета, разрыванию билетов, и тому подобному геройству.
Потом вдруг Надя берет на себя объяснение Ипполиту явление Лукашина. При этом она отчаянно суетится, обнаруживая все признаки вины. Откуда бы взяться этой вине, если не было сопровождающей фантазии, скажем о принце-избавителе в семейных трусах? Тягостные, вязкие отношения с Ипполитом сложились ведь таковыми не только по его вине. Вспомним некоторые свойства сопротивления, и явление Лукашина в квартире Нади перестанет казаться абсолютной случайностью. Это просто вариация на тему выбора недоступного объекта. Тогда, заметим, и быстрый развод Жени и Нади, заявленный в продолжении и так расстроивший многих зрителей, становится самым логичным вариантом.
Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.
Инфантильность Нади не так заметна, как лукашинская, в силу нарциссической окукленности героини. Она жестко «держит фасад», сама на себя любуется, копит обиды и лжет, как дышит. Ну, вот зачем ей представлять Лукашина в качестве Ипполита? Страшно признать перед своей гомоэротической компанией свою несостоятельность? То есть лжет она, в основном, самой себе. И благоприятный вариант жизненного сценария для нее маловероятен.
Закономерно появляется мать Нади и выдавливает, наконец, Лукашина.
Ну, тут неизбежен у зрителей всплеск сепарационной тревоги почти смертельной силы. И мучительно хочется, чтобы у этих непутевых героев что-то «срослось». "Хеппи нью еа" и "энд" в одном флаконе. Зрительским инфантильным фантазиям была дана свобода на треть века.
Культовыми подобные истории могут стать только в обществе тотальной безотцовщины, в стране нелюбимых детей, которые мечтают о «чудесной» встрече, волшебным образом изменяющей их унылое существование, и не желающих понимать, что любовь – это душевная работа на всю жизнь.
Разве не удивительно общество, в котором ложь легко прощается, а правда – ни за что, убогость – синоним нравственной чистоты, а успех и богатство – грех и грязь? Короче говоря, общество любителей иронии судьбы…»

Оцените пожалуйста запись:
~

galsik

Аффтору, вместе с психоаналитиком Сергеем Зубаревым, пора на длительный покой в палату № 6.

Показать полностью…
Хейа

смотрела этот фильм один раз, больше не хочу.
Из хоть немного нормальных там только Ипполит, остальные герои реально моральные уроды.

Показать полностью…
Sergej_A

Хейа написал(а):
смотрела этот фильм один раз

Повод занести вас в книгу рекордов Гиннеса )))

Показать полностью…
yuyu

Sergej_A написал(а):
Хейа написал(а):
смотрела этот фильм один раз

Повод занести вас в книгу рекордов Гиннеса )))

Есть взрослые люди, которые ни разу не смотрели этот фильм.

Показать полностью…
Хейа

Sergej_A ,
мне жалко тратить время на такое.
да и телевизора дома нет, давно выкинули. Считаю это один из лучших поступков в моей жизни - избавление от этого барахла.

Показать полностью…
Апрелька

Хейа написал(а):
Sergej_A ,
мне жалко тратить время на такое.
да и телевизора дома нет, давно выкинули. Считаю это один из лучших поступков в моей жизни - избавление от этого барахла.

бедненькие...да вы же конкретные идиоты... Insane

Показать полностью…
Карабасовы

О как ....в 1975 году снят фильм. В 1979 пик просмотров. Естественно перед поздравлением.
[url][/url]

Показать полностью…
groupsexodessa

нифига себе психолога "вштырило"! интересно, как насчет разбора фильма "Чародеи"? я уж молчу про "Здравствуйте, я ваша тетя"

Показать полностью…
Апрелька

Цитата:
«Всенародная любовь» к «Иронии судьбы», это факт,

назовите хучь один современный фильм..который хотя бы рядом валялсо... Eh?

Показать полностью…
IRA_i_SERGEY

Апрелька написал(а):
Цитата:
«Всенародная любовь» к «Иронии судьбы», это факт,

назовите хучь один современный фильм..который хотя бы рядом валялсо... :-s

Фильмов современных, хороших полно, Апрель. Но! Это «старьё» важно для народа. Это воспоминания каждого. Ну и безусловно, эти фильмы (не только Ирония...) уже попилены все на цитаты даже. Они добрые и любимые ))

Показать полностью…
Kotovskyg

как и было сказано до меня, если называть это одним словом, то это слово будет - инфантилизм.отсюда все эти МО, Sex-HotWifы...
тотальная неспособность сделать себя и тем более другого человека, счастливым.

Показать полностью…
Апрелька

Kotovskyg написал(а):
как и было сказано до меня, если называть это одним словом, то это слово будет - инфантилизм.отсюда все эти МО, Sex-HotWifы...
тотальная неспособность сделать себя и тем более другого человека, счастливым.

угу...а еще примерять на себя эту аццкую заливную рыбу(с).. Be-be-be ..это от неспособности просто посмотреть фильм... Eh?

Показать полностью…
AgeEE_EE

Каргинов неплохо пошутил на тему осетинского "с легким паром": приходит Ипполит, а осетинская Надя уже разобралась с пьяным мужиком, забравшимся к ней в дом: зарезала его, и всего делов.

Показать полностью…
Greg and Liliya

Да все эти классические комедии это пропаганда пьянства и хрен пойми чего!

Показать полностью…
Sergej_A

Greg and Liliya написал(а):
Да все эти классические комедии это пропаганда пьянства и хрен пойми чего!

И непременно запретить "Ну, погоди!" -- за пропаганду курения Evil or Very Mad

Показать полностью…
Kramer61

А фильм "Ирония судьбы или.." разве про свингеров? Very Shocked

Показать полностью…
Карабасовы

До кучи.
10 героев советских фильмов, которые БЕСЯТ!

У нас всегда есть в копилке персонажи, которые нас раздражают. В добром советском кино их пруд пруди. Это небольшой вот такой список.

10. Товарищ Аникеева, "Гараж" (реж. Эльдар Рязанов, 1979 г.)

Типичная "выдвиженщина", "фельдфебель в юбке", как назвал этого персонажа сам Эльдар Рязанов. Доктор наук Аникеева, по косвенным данным, не гнушается присваивать себе чужие работы, похоже берёт взятки (не доказано, а жаль) и абсолютно не постесняется выпихнуть из коллектива любого или, наоборот, продвинуть нужного. Моральные принципы можно под лупой рассматривать и то не поможет. Беспринципная карьеристка.

9. Бузыкин, "Осенний марафон" (реж. Г.Данелия, 1979 г.)

Вся ненависть к тюфякам, рохлям и маменькиным сынкам воплотилась в Бузыкине из "Осеннего марафона". Утром встал - помарафонил на работу. После работы помарафонил к Неёловой (забыла я, как героиню зовут), ей там накрутил карбонару на уши. Пока она мечтает о красивых детях от ̶Б̶а̶с̶и̶л̶а̶ш̶в̶и̶л̶и̶ Бузыкина, он уже помарафонил домой, к старой и растолстевшей, но удобной, как тапки, жене. И хер он когда определится. Мямля и тюфяк.

8. Женя Лукашин, "Ирония судьбы или с лёгким паром" (реж. Эльдар Рязанов)

Покушаться на святое. Ну как без этого. Тем более, что "Ирония судьбы" - это хорошее кино про плохих людей. Там этих неприятных типов - обвыбирайся. Но Лукашин, конечно, впереди планеты всей. Первый Новый Год, с девушкой на которой ты решил жениться? Ужрись в сопли и улети в коматозном состоянии в Питер. Пускай она в пустой квартире твоей мамы в одного бухает коньяк. А как прилетишь в Питер - немедленно вломись в чужую квартиру, склей чужую подругу, оскорби хорошего человека в пыжиковой шапке и вынуди его ужраться в сопли и уйти на мороз в мокром пальто.
Вы замечали, что Галя и Ипполит растворяются незаметно? А вот когда Лукашин вернулся к маме и лёг проспаться, а Надя летела к нему, что делали Галя и Ипполит? Ипполит вообще выжил? А Галя наверняка где-нибудь рыдает. Вместо ожидаемой свадьбы - коньяк в одно лицо. Бесит Лукашин. Алканавт и маменькин сынок.

7. Управдомша Плющ, "Бриллиантовая рука" (реж. Леонид Гайдай, 1968 г.)

Ещё одна выдвиженщина, только теперь от Гайдая. На редкость неприятная дама. Проблески человеческого в ней видятся и когда Никулин над ней искромётно шутит (нет), Плющ пугается и расстраивается. Но, видимо, этот случай её только обозлил и Никулин за своё петросянство поплатился тем, что Плющ больше не высовывала свой мордюковский нос из его личной жизни. Ходит с подпевалами, следит за людьми и воплощает собой довольно частый, к сожалению, тип человека. Неприятная и приставучая.

6. Настенька, "Морозко" (реж. Александр Роу, 1963 г.)

Пока спорно, что сказки вредны для детского развития и для мозга, в целом. Эти трэшовые истории воспитывают какую-то неправильную систему ценностей. Тебя отвезли в лес? Сядь под дерево и жди, пока не обморозишь подсарафанье пространство. Искать выход из леса? Ненене, вы чего. Щас придёт дядька с палкой, побегает вокруг ёлки, позовёт с собой неизвестно куда, вот тогда встань и иди. Будь терпилой, подвергайся насилию, не имей собственного мнения и тогда в тебя влюбится местный нарцисс, тоже без мозгов. Она, конечно, добрая, но безмозгла-ая...

5. Карандышев, "Жестокий романс" (реж. Эльдар Рязанов, 1984 г.)

Карандышев прям бесит. Человек без гордости и самоуважения (хотя он утверждает, что самолюбив). Угораздило влюбиться в красивую Ларису и да, поползаю-ка я за ней, даже если она спит с Паратовым, Вожеватовым или всей командой "Ласточки" сразу. Хотя нет, не поползаю, лучше её завалить и не мучаться, шлёндру такую. Да-да, идеально! Не заработать баблишка и хотя бы её заманить этим баблишком, не, это для слабаков. Лучше завалить. При куче свидетелей, да. Мерзкий и алкаш.

4. Директор рынка, "Гараж" (реж. Эльдар Рязанов, 1979 г.)

Ооо, какая феерическая мразь. Хамло и вообще бесит. Тут даже и оправдать нечем, и Рязанов тоже этого делать не стремится. Просто стерва мерзкая. А список её моральных принципов можно выразить моей любимой картинкой:

3. Шура из бухгалтерии, "Служебный роман" (реж. Эльдар Рязанов, 1977 г.)

В "Служебном романе" меня много кто бесит. Это ещё Оля Рыжова, которая докопалась до мужика, хотя он ей ясно и по буквам сказал "Н-Е-Т", а она всё равно его караулит и докапывается. Женщина, иди работай, чего ты докопалась до начальника. Ну грустно, что мужу твоему не повезло, но зачем докапываться до мужика, которому ты никуда не упала? Самоуважение уровня: Карандышев.
Но куда больше меня бесит Шура. Ма-ма-чки, какая ж она противная. Противный голос, противные манеры, противные лицеужимки, всё противное. Активистка, мль. Бесит, бесит, бесит.

2. Аля Ненарокова, "Экипаж" (реж. Александр Митта, 1979 г.)

Сейчас будет два пункта НЕНАВИСТИ. НЕНАВИСТЬ и гнев текут рекой. Вот значит Аля. Б-же, какая ж она тварь и истеричка. Я вот миллион раз смотрела "Экипаж" и никак не могу простить Митте того, что он ввёл её в сценарий. Она нужна для того, чтоб Ненарокова помучить? Или нас? Это же ужас, у меня натурально скрипят зубы, когда я её на экране вижу. Тварь, тварь, тварь. И парик дебильный.

1. Мама Ромки, "Вам и не снилось" (реж. Илья Фрэз, 1980 г.)

Эта женщина будет возглавлять все списки ненавистных персонажей всего кино мира. И литературы заодно, фильм-то по книге. Какая. Она. Мерзкая. Я ненавижу её больше ублюдка Джоффри и Рамси Болтона, вместе взятых. Больше матери Розы из "Титаника" и Перси Уэтмора из "Зелёной мили". Больше реальных людей я ненавижу маму Ромки из книги и фильма.
Возведённый в абсолют архетип неадекватной яжематери, которая, к тому же ревнует мужика к красивой и адекватной бывшей, ибо сама красивой и адекватной не является, но вот бывшей вполне может стать. если будет мотать нервы мужику и сыну. Бесит. Стерва. И шапка эта, мохэровая, невыносимо уродская.

Бонус: Все спросили, почему не Самохвалов?

А я, собсно, объяснила, почему. Мужик не виноват, что Рыжова вспомнила древние динозаврьи времена и повесилась на него. И жена его не виновата. Всё адекватно. Я бы ещё и в суд подала. За харрасмент.

(С)

Показать полностью…
Новые комментарии на SwingLife
Randomsspb , Блог: Хочу трахаться
GTDmitry , Блог: Тема 2. Кое-что вероятное. Каждому по потребностям.
тирамису , Блог: Любовь зла полюбишь и красавца, финал
НастяТоля , Блог: Решил, что обязательно хочу попробовать свинг и МЖМ со своей любимой ж